Использование проектных технологий в формировании индивидуальности ребенка в условиях объединения декоративно-прикладного творчества «Фантазия»
педагог дополнительного образования Н.Н. Стаханова
В погоне за модой, новшествами, инновациями нельзя забывать традиции, культуру своего народа, природу родного края. Именно культура родного народа, природа, национальные традиции - должны стать неотъемлемой частью души каждого ребенка, и лечь в основу его творческого воспитания, как полноценной гармоничной личности и гражданина своей Родины.
В настоящее время в качестве организационных форм работы творческих объединений в дополнительном образовании используются проектные методы, способствующие развитию творческих способностей ребенка в декоративно-прикладной направленности. В основном это происходит из-за переосмысления традиционных подходов к дополнительному образованию, воплощающих в себе информационно-просвещенческую модель и акцентирующих внимание на передачу знаний, умений и навыков подрастающему поколению. В наше время к методу проектов обращаются также и потому, что он дает возможность рассматривать проблему в ее развитии, используя при этом новейшие педагогические технологии. Грамотное, осознанное применение метода проектов в совместной деятельности обучающихся и педагога может привнести в образовательный процесс принципиально иную по сравнению с традиционным обучением систему взаимоотношений, принципиально иной подход к познавательной деятельности детей, основанный на уважении их интеллектуальных и творческих возможностей, сотрудничестве, самостоятельном критическом мышлении.
Учитывая возрастные особенности обучающихся в программе «Фантазия» используются личностно-ориентированные технологии, направленные на поиск новых способов организации самостоятельной деятельности обучающихся, на решение задач исследовательского и творческого проекта, интегрирующие в себе проблемный подход, групповые методы, исследовательские, поисковые, рефлексивные, презентативные методики. Проекты декоративно-прикладной направленности – это специально организованные педагогом и самостоятельно выполняемые обучающимся комплексы действий, завершающиеся созданием исследовательского или творческого продукта. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, либо опровержением, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть произведения декоративно-прикладного искусства, презентации.
Структура проектной работы.
Титульный лист
|
Вводная часть
|
Основная часть
|
Заключительная часть
|
Название проекта.
Руководитель проекта.
Состав проектной группы (Ф.И. обучающихся).
Год выпуска проекта
|
Тип проекта (исследовательский, творческий).
Цель проекта.
Задачи проекта (3—4 задачи).
Вопросы проекта (проблемные вопросы по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).
Актуальность проекта, значимость на уровне социума, личностная ориентация, воспитательный аспект).
Предполагаемые продукты проекта.
Этапы работы над проектом (для каждого этапа указываются формы, продолжительность и место работы обучающихся, содержание работы).
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе. Необходимое оборудование.
Выдвигаемая гипотеза.
Методы используемые в проекте.
|
Оформление глав, частей ( 2-3) с выводами.
Анкетирование
( использование или создание диаграмм, графиков).
Вставка рисунков и таблиц.
|
Выводы по отношению к гипотезе, выдвинутой в начале работы.
Рефлексия.
Список литературы и используемые электронные ресурсы
Презентация.
|
Метод проекта декоративно-прикладной направленности относится к здоровьесберегающим технологиям, обучающим взаимодействию в группе, в основе которого лежат принципы проблемного обучения, развивающим у обучающихся умения самовыражаться, самооценивать и презентовать полученный в результате творческого поиска продукт. Продукт и проект в данном случае тождественные понятия, однако, каждый этап работы над проектом, может иметь свой конкретный продукт.
Стадии работы над проектами декоративно – прикладной направленности следующие: Проблема (поиск), Проектирование (планирование), Поиск информации, Продукт, Презентация. Сбор портфолио - неотъемлемая часть проектной деятельности. Портфолио - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, тестирование, отчеты. Технология проектной деятельности, представленная в Таблице 2 и апробированная в программе «Фантазия», на практике показала свою жизнеспособность, базируется на основах, разработанной Евгенией Семеновной Полат, доктором педагогических наук профессором Института средств и методов обучения Российской академии образования, Таблица 2.
Подготовительный этап
|
Поисковый этап
|
Обобщающий этап
|
Заключительный этап
|
Установочное занятие, на котором формируются цели, задачи проектных работ, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущих проектов.
|
Консультации по выбору тематики исследовательских и творческих проектов, формулирование идей и замыслов.
|
Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.
|
Публичная защита проектов.
|
Представление стендовой информации о проектной работе.
|
Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление
индивидуальных планов работы над проектами.
|
Предзащита проектов.
|
Обобщение материалов
|
Обсуждение темы, требований, сроков.
|
Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над ними.
|
Подготовка к публичной защите проектов.
|
Оформление отчетов о выполненной работе
|
Формирование проектных групп.
|
Промежуточные отчеты обучающихся.
|
Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.
|
Участие в выставке, конкурсе.
|
[1]Зимняя И.А. Иерархическо-компонентная структура воспитательной деятельности // Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания / Под общ. ред.И.А. Зимней. М., 2003.
|